Анатолий Пшеничный: «В каких бы командировках ни был, всегда возвращался в родную Шайтанку»

Престижная литературно-общественная премия
09.01.2018г.
Отечество, как отчество, – одно
23.02.2018г.

Анатолий Пшеничный: «В каких бы командировках ни был, всегда возвращался в родную Шайтанку»

 

Статья в "Областной газете" №26 от 13.02.2018

 

Анатолий Пшеничный: «Если вдруг у вас не оказалось под рукой гитары, вы сможете просто прочесть стихи. В них всегда есть ритмика песни». Фото: из личного архива А.Пшеничного

Анатолий Пшеничный: «Если вдруг у вас не оказалось под рукой гитары, вы сможете просто прочесть стихи. В них всегда есть ритмика песни». Фото: из личного архива А.Пшеничного

 

Сегодня, 13 февраля исполняется 70 лет Анатолию ПШЕНИЧНОМУ — уральскому поэту и барду. Наш земляк — человек с уникальной судьбой. Родился в Челябинской области, школу окончил в Алапаевском районе (посёлок Нейво-Шайтанский), затем — филфак

УрГУ, после чего была Дипломатическая академия МИД, а далее — служба в Европе: Бельгия, Франция, Швейцария… И всё это время он писал стихи. Песни на его произведения исполняют Александр Маршал, Игорь Слуцкий, Александр Буйнов. А совсем недавно он и сам записал новый альбом — «Обнимите друзей!..». Накануне юбилея «ОГ» поговорила с Анатолием Григорьевичем о поэзии, «поющихся стихах», дипломатии и новом рубеже в жизни.

— Оглядываясь назад, можно сказать, что судьба вам благоприятствовала?

— На судьбу не жалуюсь. У меня были хорошие учителя и, что важно, — хорошие начальники. Во всех подразделениях и организациях, где работал, всегда с пониманием относились к тому, что я пишу стихи. Это же чаще всего не совпадало с моей деятельностью.

— Стихи вы начали писать ещё в школе?

— Всё верно. Первое творение называлось «Облака». Это было ещё в Челябинской области, где я родился. Там же в многотиражной газете впервые опубликовали мои стихи, а потом они оказались в «Пионерской правде». А в университете, кстати, стихи писать бросил. Потому что начал читать серьёзную литературу и понял, что сильно проигрываю по уровню (смеётся). Думаю: либо нужно писать так же, либо не писать вообще. Но зато начал писать песни. Мой одногруппник Игорь Васильев (сейчас профессор УрФУ, доктор филологических наук) научил меня играть на гитаре, когда мы ездили на картошку.

Сделал непопулярный выбор

— После филологического факультета вы по-шли учиться в Дипломатическую академию МИД. Как это вышло?

— После филфака какое-то время работал учителем в школе. А тогда в дипломатическую академию существовал партийный набор. Он проводился раз в несколько лет. Как перспективному человеку мне предложили пойти учиться, и я поехал в столицу. Когда поступил, в Екатеринбурге в 1980 году вышла моя первая книга — «К огню и травам».

— Для изучения вы выбрали довольно редкий нидерландский язык.

— Да, не самый популярный выбор. Преподаватель сказал, что пять лет все отказывались. Но я с удовольствием этот язык изучал. Знал, что потом меня направят в страну носителей. Тогда было строгое распределение, и меня отправили в Бельгию, где я работал в посольской службе по культурным связям. Очень мало людей говорило тогда на нидерландском: я и мой товарищ — Александр Грушко. Сейчас он назначен заместителем министра иностранных дел Российской Федерации.

— Писали в Европе стихи?

— Конечно. Где я был — о том и писал, ничего не выдумывал. Потом вышла книга — «Посольский двор». Это, пожалуй, первая книга стихов о работе наших дипломатов.

В Сирии выступали под треск пулемётов

— На дипломатической службе вы сменили несколько стран. Какая была самая запоминающаяся командировка за это время?

— Я работал в европейских странах — в Бельгии, Нидерландах, Франции, Швейцарии. Но самая запоминающая про-изошла уже после моего увольнения из МИДа — это Сирия. База «Хмеймим». В 2015 году мы вместе с певцом Александром Маршалом были первыми артистами, кто приехал по приглашению Министерства обороны в Сирию. Поднять боевой дух наших ребят. Мы тогда целый день выступали на взлётных полосах, блокпостах. И там попросили поговорить с лётчиками. Мы подошли к пилоту, который только вернулся с боевого задания, расспросили его о жизни. Когда мы вернулись в Россию, мне позвонил Александр Маршал и говорит: «Знаешь, с кем мы беседовали?». Это оказался Олег Пешков, лётчик, который катапультировался из самолёта и был убит.

— Потом вы ездили ещё раз?

— Нет, но история с Сирией имела продолжение. В конце 2016 года я вместе с актрисой ленинградского театра «Мюзик-Холл» Анной Зайцевой выступал в России в одном месте. С нами были участники ансамбля имени Александрова. Мы с ними сидели за одним столом, я им подарил свои книги. Они ночью уехали, чтобы вылететь в Сирию. На следующий день я узнал, что это самолёт разбился в Сочи…

— Ужас…

— В общем, мы в Сирии постоянно выступали под трескотню пулемётов и разрывы бомб. За эти командировки в Центральном музее Вооружённых сил России мне вручили медаль «За отличие, отвагу и самоотверженность, проявленные при поддержке военной операции в Сирийской Арабской Республике».

Колодец, из которого никак не напьёшься

— Вы пишете не только стихи, но и песни, их исполняют известные артисты. Вы лауреат нескольких песенных конкурсов. Разделяете стихи и песни?

— Много лет назад у меня вышел диск в журнале «Кругозор», куда вкладывались гибкие пластинки. Мне предложили исполнить свои стихи под гитару. И так получилось, что предисловие к подборке сделал писатель Юрий Поляков. Эту подборку он назвал «поющиеся стихи». Дело в том, что я пишу стихи таким образом, чтобы они могли быть песнями. Этому можно учиться у Высоцкого.

— В предисловии к своему последнему альбому вы пишете: «песни должны создаваться «на стихи», а не «на слова». Это как?

— Мне всегда важнее смысловое содержание. Это вообще важнейший творческий компонент. Настоящие песни должны создаваться на стихи, а не на слова. Например, был такой случай: как-то мы с композитором Игорем Слуцким записали диск к юбилею Победы. На обложке было написано «Музыка Игоря Слуцкого, слова Анатолия Пшеничного». Мне это не понравилось. Мы изъяли весь тираж и написали: «На стихи Анатолия Пшеничного». Стихи — это не просто слова. Это именно стихи! Мы же не пишем «на звуки Слуцкого».

— Банальный вопрос, но какой у вас источник вдохновения?

— У меня нет такого, что утром нужно встать и написать две строки. Всё рождается само. А знаете, где находится мой кабинет? В автомобиле. Для меня не существует пробок (хотя в Москве они страшные!). У меня есть телефон, диктофон. Еду и что-то записываю. Дорога проходит незаметно. Так я осваиваю пришедшую накануне творческую мысль.

— А как же родина?

— О да! На родине у меня написано очень много стихов. Александр Маршал исполняет песню «Кому ты нужен» («Там, где мать твоя родная, там и родина твоя»), её я написал как раз в Шайтанке. Вообще, сколько я ни был в европейских командировках — каждый год приезжал домой в родной посёлок. А транзит всегда был через Екатеринбург. Останавливался у своих друзей — профессоров УрГУ Игоря Васильева и небезызвестного вам Леонида Быкова.

— Сейчас так же ездите каждый год?

— Конечно у меня тут много друзей живёт, одноклассники. Да и дела. Помогал восстанавливать церковь, делать плотину. В конце февраля снова поеду. Родина — это колодец, из которого никак не напьёшься.

 

Сусанка и Нейва — вот главные реки мои!

За свой творческий путь Анатолий Пшеничный издал более десяти сборников стихов. Накануне юбилея «ОГ» публикует небольшую подборку произведений поэта.

Россия, Урал, Алапаевск…

Глаза от бессониц слипались,

Но знали чужие края:

Россия,

Урал,

Алапаевск —

Вот главная трасса моя!

Вдоль Сены, Дуная иль Рейна

Летал, обходя полыньи,

Но помнил:

Не счесть обелисков великих,

Где голову молча склонял,

Но крест

на отцовской могилке —

Вот главный мой мемориал!

Я, может, во многом раскаюсь,

Но вновь, хоть глаза завяжи:

Россия,

Урал,

Алапаевск —

Найду и во тьме рубежи!

* * *

Столько лет, а не кончилось

детство —

Тот же голос на зорьке зовёт …

Никуда нам от детства

не деться,

Если мама на свете живёт.

Я нечастые письма читаю

И тянусь для ответа к листу,

И во сне после писем — летаю,

И над мелочью всякой —

расту…

Столько лет, а не встретилась

слава,

И казна золотой не была,

«Ничего, — улыбается мама, —

Не заглавные это дела…»

Дорогая, побудь же со мною,

До далёких ворот проводи…

Сколько счастья уже —

за спиною,

Сколько горя ещё —

впереди!

Части речи

Я всё объяснил им.

Был класс деловым

и внимательным.

Но — выпорх ладони —

И тру озадаченно бровь.

Ответишь не сразу:

Числительным

Иль прилагательным

Считать слово

«Первая»

Рядом со словом

«Любовь»?

 

Досье "ОГ"

Анатолий Пшеничный родился 13 февраля 1948 года в деревне Ключёвка (Челябинская область).

Окончил филологический факультет Уральского государственного университета (1971 г.) и Дипломатическую академию МИД СССР (1981 г.).

С 1981-го по 2002-й работал в МИД СССР/России (атташе по международным культурным связям)

Автор десятков книг, поэтических сборников, литературно-музыкальных альбомов и киносценариев.

Лауреат Всероссийского телевизионного конкурса «Песня года» (2009).

Член президиума РОО «Уральское землячество».=Академик Академии российской словесности.

 

Петр Кабанов, "Областная газета" №26 от 13.02.2018